Телефон отдела: 594-96-70
E-mail: molevashovo@yandex.ru
Ведущий специалист по опеке и попечительству _ Усова Галина Ивановна
На основании Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 №536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге" органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Опека и попечительство – это правовые формы государственной заботы о гражданах, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут самостоятельно участвовать в гражданско-правовых отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой защиты.Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав, в случаях уклонения родителей от воспитания или защиты прав и интересов несовершеннолетних или иным причинам.Опека и попечительство устанавливаются также для защиты прав и интересов недееспособных граждан.
Опека – устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Назначенные органом опеки и попечительства опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их и в их интересах все юридически значимые действия в соответствии со ст. 32 Гражданского Кодекса.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители оказывают содействие подопечным в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей и охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, в соответствии со статьей 30 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Патронаж устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия гражданина.
1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве регулирующий отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.Новый Закон определяет основные понятия, сферу действия, задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, правовой режим имущества подопечных, порядок установления, контроля и прекращения опеки, формы государственной поддержки опеки и попечительства.
В СЛУЧАЕ САМОВОЛЬНОГО УХОДА РЕБЕНКА ИЗ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ И ИНЫХ
СЛУЧАЕВ, УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО:
* информировать отдел опеки и попечительства по телефону: (812) 594-96-70, 594-92-86.
* сообщать о случившемся по телефонам: 02,004
Общефедеральный бесплатный телефон "детского доверия" — 8-800-2000-122
Данный телефон работает круглосуточно в режиме автоответчика, где Вы можете оставить свою информацию.
Консультации - 8-800-700-88-05.
Уважаемые кандидаты в усыновители, опекуны (попечители)!
Федеральным законом от 30.11.2011 года Nº 351 - ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также представления документа о прохождении такой подготовки лиц. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 года.
В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации лица, не прошедшие подготовку в установленном порядке (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей), не могут быть усыновителями, а также не могут быть назначены опекунами (попечителями).
К близким родственникам, согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации, относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать), братьями и сестрами.
На основании статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства.
На основании Постановлений местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово полномочия по подбору, учету и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или, попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством Российской Федерации, переданы
1. ???Санкт- Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Центр помощи семье и детям» (197046, Санкт- Петербург, Малая Посадская,дом 3, Лит. А 6-й этаж, телефон: 497-36-04,497-36-05)
2. ???Санкт- Петербургскому общественному благотворительному фонду «Родительский
мост» (191028, Санкт- Петербург, ул. Моховая, дом 30, литер Г, телефон: 272-23-64).
По всем вопросам, связанным с принятием детей в семью, просим обращаться в отдел опеки и попечительства внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово по телефонам: (812) 594-96-70, 594-92-86. Часы приема граждан:
вторник с 14.00 до 17.00, пятница с 10.00 до 13.00
Дополнительная информация: http://molevashovo.spb.ru/publ/info/246
Профилактика сиротства
Основной функцией органа опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Дети данной категории должны учитываться и состоять на контроле в органе опеки и попечительства по месту постоянного проживания.
Из детей данной категории, состоящих на учете в отделе опеки и попечительства внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово, 84 % являются социальными сиротами, т.е. оставшимися без родительской заботы и содержания при живых родителях.
Социальное сиротство - это явление, основными причинами которого являются социальные, экономические и нравственные проблемы общества. Все эти проблемы (в совокупности или самостоятельно) приводят к тому, что родители фактически бросают своих детей, и эти дети становятся социальными сиротами. Из опыта работы органа опеки и попечительства нашего района можно сделать вывод о том, что основными причинами социального сиротства являются:
1. ???злоупотребление родителями спиртными напитками
2. ???невысокий доход семьи
3. ???чрезмерная занятость родителей на работе
4. ???наличие большого количества бытовых проблем в семье
5. ???неумение и (или) нежелание родителей заниматься воспитанием, образованием и
развитием своих детей
6. жестокое обращение с детьми (физическое или психологическое)
Имеются случаи и психического расстройства у граждан. Все эти причины приводят к тому, что подобные семьи становятся неблагополучными, а дети в них предоставлены сами себе и очень часто - неблагополучному окружению, или убегают из семьи.
Основную массу неблагополучных семей составляют семьи одиноких родителей, неполные или многодетные семьи, а также семьи, в которых один или оба родителя не имеют постоянной работы.
В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства, среди них:
1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-Ф3 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
3. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга»
Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Со временем отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами.
В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, т.е. от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. Важное значение в решении проблем семьи имеет своевременность выявления ситуации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999 г. Nº 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
В соответствии с этим законом, специалисты отдела опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в грудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства.
С целью проведения профилактической работы специалисты отдела опеки и попечительства совместно с представителями других организаций и учреждений регулярно проводят обследования условий проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают от соответствующих организаций информацию о том, нарушаются ли права детей в части образования, здравоохранения, материального обеспечения. Если факты нарушения выявляются, то принимаются меры, отвечающие законодательству. При этом обязательно проводятся беседы разъяснительного характера с несовершеннолетними о недопустимости совершения правонарушений, а с законными представителями несовершеннолетних о недопустимости нарушения прав ребенка. В ходе такой работы специалисты органа опеки и попечительства дают консультации детям и взрослым по различным вопросам, оказывают помощь в направлении граждан в другие интересующие их организации.
Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в отдел опеки и попечительства поступает из различных источников. Основная доля таких сообщений поступает из отделов полиции, учреждений образования и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты отдел опеки и попечительства незамедлительно ее проверяют. В случае подтверждения информации семья ставится на учет в 00иП муниципалитета, в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) Выборгского района. К работе с семьей привлекаются и другие организации системы профилактики. Целью данной работы является выявление и устранение причин и условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье.
С целью усиления работы по раннему выявлению неблагополучных семей, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся заседания, посвященные раннему выявлению семей данной категории. Для участия в таких мероприятиях приглашаются представители органов образования и здравоохранения района. В ходе проведения мероприятий особое внимание уделяется именно раннему выявлению семей с детьми в трудной жизненной ситуации.
Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты отдела опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 СК РФ) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав. Такого рода исковое заявление может быть подано ООиП и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители отказываются должным образом выполнять свои обязанности.
На территории нашего внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово имели место случаи, когда несовершеннолетние помещались в детские учреждения на полное государственное обеспечение временно, без лишения родителей прав в отношении детей. Данные шаги были направлены именно на устранение причин безнадзорности несовершеннолетних.
К сожалению, профилактическая работа не всегда оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае именно орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. При этом приоритетной формой устройства является семейная, и мы делаем все возможное, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, в дальнейшем воспитывались в семье.
• Отдел опеки и попечительства внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово - Санкт- Петербург, ул. Железнодорожная,дом 46, Тел. 594-96-70
• Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Выборгского района -194100, Санкт- Петербург, Б.Сампсониевский пр., дом 86. кабинет 105, Тел. 576-56-81, 576-56-83.
o ??инспектор ОУУП и ПДН 49 отдела полиции УВД России по Выборгскому району города Санкт - Петербурга, 194358, Санкт- Петербург, ул.Есенина,дом 27 ,телефон: 573-11-80.
Памятка для опекунов по сдаче ежегодных отчетов
Уважаемые опекуны, попечители, приемные родители!
Не позднее 1 февраля каждого года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, Вы обязаны представить в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Отчет опекуна (попечителя) должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
При установлении факта использования опекуном (попечителем) имущества подопечного в личных интересах (использования опеки в корыстных целях) органы опеки и попечительства отстраняют опекуна (попечителя) от опекунских обязанностей и передают материал прокурору. Одновременно должен быть предъявлен иск о возмещении использованного им имущества.
Отчет не принимается, если:
1. к отчету не приложены необходимые документы;
2. в отчете есть помарки, ошибки, исправления;
3.в отчете отсутствует личная подпись законного представителя;
4.в отчете не в полном объеме заполнены все представленные таблицы;
5. в отчете неверно указана сумма израсходованных средств в интересах несовершеннолетнего подопечного;
6. в отчете указаны расходы на меньшую сумму по сравнению с фактическими расходами.
За консультацией и разъяснениями просим Вас обращаться к специалисту отдела по опеке и попечительству внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово Усовой Галине Ивановне, по тел. 594-96-70.
Обращение к родителям
Уважаемые родители!
Если у вас в семье имеются сложности и недопонимание в отношениях с вашим ребенком, если возникли проблемы с его воспитанием и обучением, вы можете обратиться за консультацией:
• в Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района, по адресу:
2-й Муринский пр., дом 19. Телефон для справок: 294-05-17;
• в отдел опеки и попечительству внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Левашово Усовой Галине Ивановне, по тел. 594-96-70
ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица (ст.ст. 127, 146, 153 СК РФ). Не существует законодательного ограничения по старости.
Усыновитель или семья усыновителей на момент усыновления должны иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители.
Не существует законодательных ограничений на усыновление людьми, способными родить и /или имеющих детей, родных и /или усыновленных. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не должно превышать, как правило, 8 человек. (Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье Утверждены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 423).
На сегодняшний день нет законодательных требований к образованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.
Кандидаты в усыновители должны иметь медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по форме Nº 164/у-96 (документ действителен в течение 6 месяцев); Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), утвержден постановлением Правительства РФ от 01. 05.1996 г. Nº542 (ст. 127 СК РФ).
Норматив жилого помещения законодательно не прописан, но условия для проживания ребенка должны быть созданы надлежащие (возможность организовать отдельное спальное место, места для занятий, игр)
Льготы по оплате жилищно- коммунальных услуг предусмотрены для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: - причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; - сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"( Добровольная опека) . Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 148 СК РФ)- с согласия органа опеки и попечительства.
Что такое «Гостевая семья»
Это временная передача детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ.
Правила временной передачи детей, утверждены постановлением Правительства РФ
от 19 мая 2009 года N 432.
Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по установленной законом форме, и следующие документы:
а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (действительна 1 год);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;
г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "е" пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/y-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под олеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением. ( действительна в течении 6 месяцев) гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
Орган опеки и попечительства в течение 5 дней с даты получения от гражданина заявления:
а) проводит проверку представленных вместе с заявлением документов
б) проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина;
в) оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет с даты его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.
При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.
Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином, с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).