Профилактика курения среди школьников 6-11 лет
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения — "игру", основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка.
Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие, взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить.
Важно подчеркнуть, что именно факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками. У них существует иллюзия, будто от курения можно отказаться в любой момент, что человек курит потому, что ему это нравится, а не потому, что уже не может обойтись без сигареты. Особое внимание нужно уделить работе с родителями, так как они оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Однако 80% курящих родителей считают, что их дети не будут курить, в то время как статистика говорит об обратном — большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили.
В то же время родителей нужно предостеречь от агрессивной реакции на курение ребенка. Такая реакция, как правило, не приводит к желаемым результатам и только нарушает доверительные отношения с ребенком и в дальнейшем исключает возможность эффективно влиять на его поведение. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики, запастись нужными аргументами и тер¬пеливо объяснить ребенку его ошибку. Родителям не следует использовать в качестве аргумента высказывание о том, что сыну или дочери курить еще рано. Это создает у ребенка представление, имеющее характер императива (поскольку исходит от родителей): придет время, и курить будет можно. Такого рода аргументация готовит почву для неизбежного начала курения в недалеком будущем.
"Что заставляет подростка впервые взяться за сигарету?"
Психологи считают, что мальчиков и девочек подталкивают к этому разные причины.
Мальчики хотят быстрее стать взрослыми, выглядеть в глазах окру¬жающих опытными, "крутыми". А по их мнению курение сигарет - несомненный атрибут взрослости.
Мальчики - существа "стайные", дружат компаниями и очень подвержены влиянию сверстников. Если в компании ребята курят, подросткубывает трудно противостоять мне¬нию друзей.
К тому же курение удовлетворяет потребность мальчишек совершать рискованные поступки и быть посвященным в тайну.
Для девочек важно обратить на себя внимание мальчиков. Причем мальчиков более взрослых, именно к таким тянутся девочки и ради их компании готовы закурить.
ЗАВИСИМОСТЬ ОДНА, ПРИЧИНЫ РАЗНЫЕ
"Пробуют курить многие, но курят потом не все. Может ли у ребенка быть особая предрасположенность к курению?"
У некоторых людей есть предрасположенность к злоупотреблению психоактивными веществами, к которым относится и табак. Если родители курят, у их младенца еще до рождения может появиться зависимость от никотина. Когда такой ребенок вырастет и попробует курить, привыкание у него наступит гораздо быстрее, чем у подростков из некурящих семей.
Если мама активно курила во время беременности, предрасположенность к курению у ее ребенка будет еще сильнее.
Склонны к курению подростки с психоневрологическими проблемами: те, кто страдает эпилепсией, перенес сотрясение мозга, имеет минимальные мозговые нарушения из-за родовых травм. Они стремятся смягчить свое состояние с помощью наркотических ве¬ществ, в том числе и табака. Никотином облегчают свое состояние и страдающие психическими заболеваниями. Они тоже очень быстро попадают в зависимость от психоактивных веществ.
"Что могут сделать родители, чтобы ребенок не начал курить?"
•...считаться с ним, уважать его взгляды, не подавлять его.
Подросток начинает курить, чтобы продемонстрировать всему миру, что он уже вырос: ведь, общество разрешает курить взрослым, но не позволяет это делать детям. Курение для подростка - жест: "Я теперь взрослый!" Психологи считают, что если родители не подавляют взрослеющего ребенка, постепенно позволяют ему все больше и больше вопросов решать самостоятельно (с кем дружить, какую музыку слушать, какой моде следовать, как стричься...), у него не будет острой потребности доказывать свою взрос¬лость с помощью сигареты. Нелепую подростковую манеру одеваться можно и перетерпеть, ради того чтобы сын или дочь не закурили.
• ...использовать любую жизненную ситуацию, чтобы показать свое отношение к курению.
Любую историю, увиденную по ТV или услышанную по радио, из которой явно видно, что курение приносит вред, прокомментируйте, расставьте акценты. Это только кажется, что дети не воспринимают то, что при них говорят. На самом деле все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом складывается единая картина - точка зрения.
• ...помогать ему стать хоть в чем-то более успешным и более компетентным, чем сверстники.
Подростку очень важно иметь авторитет у окружающих его ребят. Часто он начинает курить, чтобы казаться в глазах своей компании человеком опытным и искушенным. Но если у него есть какое-то увлечение, где он лучше других, авторитет среди друзей ему и так обеспечен. И не нужна тогда сигарета.
"Если подростку ровесники предлагают закурить, как он может отказаться?"
К такой ситуации лучше подготовиться заранее. Проговорите алгоритм отказа, чтобы ребенок не растерялся, когда во дворе ему предложат сигарету, чтобы не бо¬ялся услышать насмешку: "Ты что, слабак?"
Психологи советуют отказ построить так: отказ + аргумент + встречное предложение. Аргументом может быть слабое здоровье: "Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипедах?" Или желание сохранить голову светлой: "Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?"
Или уже существующий отрицательный опыт: "Я пробовал, мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?"
Встречное предложение переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Сделав встречное предложение, ваш ребенок достойно выходит из сложной ситуации.