Онлайн трансляция с полигона Новоселки
Единый портал обращений граждан

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Администрация Санкт-Петербурга

Меры, необходимые для решения проблем социальной адаптация мигрантов

22.06.2015

Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев к иной социокультурной среде представляет собой процесс вхождения вынужденных мигрантов в иную социальную среду, сопровождающийся овладением навыками, умениями взаимодействовать с окружающей средой, усвоением норм, установок, ценностей и принятием их для создания собственной линии поведения в новой сфере. Этот процесс является, с одной стороны, самостоятельной деятельностью со своей логикой, а с другой стороны, сопутствующим результатом деятельности, направленной на реализацию главной цели.
Являясь многосторонним, многоуровневым, многоэтапным процессом, социальная адаптация включает в себя адаптацию социально-психологическую, профессиональную и культурную. Структура этого процесса представляет собой взаимодействие социокультурной адаптивной ситуации и социокультурной адаптивной потребности. Учитывая результаты исследования новых этнических групп, прибывших в Россию из стран СНГ, предлагается вариант периодизации изучаемого процесса, более точно соответствующий действительности.
Первый - предадаптационный период начинается с момента принятия будущим мигрантом решения о переезде в иную страну и является периодом психологической подготовки. Второй - период собственной адаптации делится на две стадии: ориентировочную и оценочную. Первая стадия направлена на знакомство с новой средой, выработку ориентации в ее предметно-вещных элементах. Оценочная стадия характеризуется интенсивной познавательно-критической отборочной деятельностью. Третий - период долговременной адаптации.
Род деятельности, формы организации переселенческих групп создают условия межэтнического общения, которые способствуют разным механизмам взаимовосприятия (межгрупповому или межличностному). Эти механизмы, в свою очередь, обусловливают тенденцию принятия инновации - вариант идентификации и в конечном результате приводят к разной степени интеграции в иной социокультурной среде:
- когда ценности и нормы принимающей культуры усвоены и приняты личностью при утрате прежде приобретенных ценностей;
- когда личность отказывается от новой культуры, сохраняя свою культурную идентичность;
- когда ни одна из культур не воспринимается личностью как родная - кризис идентичности;
- когда достигается равновесие в процессе идентификации, личность частично идентифицирует себя с новой средой, частично сохраняет свою культуру
Как показало углубленное изучение проблемы вынужденной миграции, на динамику миграционных процессов в постсоветской России серьезное влияние оказывают два основных блока факторов. Это, прежде всего, сложившиеся за прошлые годы тенденции движения населения, превратившие Россию из республики, отдающей население, в государство, его принимающее. Второй блок вопросов - это новые факторы, особенно остро проявившие себя после распада СССР: различного рода деструктивные этнополитические и социально-экономические процессы, вызывающие вынужденные миграции; а также позитивные - развитие рыночных отношений и демократизация России, что ведет к облегчению перемещений людей.
В этой связи, разрабатываемые и реализуемые в России программы социально-экономического развития должны более тесно увязываться с решением проблем миграции, включая вынужденную, имея в виду, прежде всего, создание для переселенцев и беженцев в регионах вселения достойных условий обустройства и социальной адаптации. Эти меры могут быть реализованы государством только на основе консолидации усилий всего общества, средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников, благотворительных и общественных организаций, а также более активного участия в решении проблем самих мигрантов стран ближнего зарубежья.
Однако анализ многих документов и противоречивой практики, показал, что именно инновационные возможности этой категории населения России не берутся в расчет при осуществлении нововведений и преобразований. Соответственно, соотечественники, покинувшие прежнее место жительства в ближнем зарубежье, подвергаются долгим и унизительным процедурам восстановления якобы утраченного ими российского гражданства. Получаемый специальный статус вынужденного переселенца или беженца мало что дает. Они постоянно сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами прописки, трудоустройства, получения жилья и др. Иными словами, происходит разочарование, тяжелый психологический стресс от встречи с российской действительностью. Положение резко осложняется тем, что искусственно сдерживаются самоорганизующие начала, инициатива самих переселенцев в решении вопросов их обустройства.
Формирование научно-обоснованной миграционной политики предполагает отказ от усредненного подхода к беженцам и вынужденным переселенцам, а в перспективе - репатриантам, возвращающимся на родину, выявление во всех сферах социально-экономической и общественной жизни источников и факторов для более полного задействования их творческого, делового и трудового потенциала, скорейшей социально-психологической адаптации к новым российским условиям. Логическое соединение воедино этих факторов должно создать необходимые предпосылки для ускоренного решения проблем обустройства людей, покинувших обжитые места.
Государство и общество должны иметь в своих рамках эффективный социологический инструмент постоянного отслеживания ситуации и контроля за изменениями, происходящими в среде репатриантов, беженцев и вынужденных переселенцев для научного анализа складывающегося положения и последующего своевременного принятия мер по корректировке осуществляемых мер и программ в области миграционной политики.
В последнее время произошло своеобразное совмещение предметных полей вынужденной миграции и прав человека. Это обстоятельство повысило значимость правовой компоненты социальной адаптации переселенцев.
Рассмотрение вопросов вынужденной миграции в последнее время идет в общем аспекте глобализации. При этом рамки современного социально-экономического развития способствуют сближению миграционных вопросов с проблемами кризисного развития.
Целесообразно по-новому, с глубоко научных позиций осмыслить «социальную адаптацию» как один из главных компонентов современной философско-социологической науки, позволяющей глубоко уяснить теоретические аспекты.
Теоретическая разработка проблемы позволила сформировать концептуальные взгляды на совокупность представлений о сущности социальной адаптации вынужденных мигрантов, выявить соподчиненные характеристики переселенческих процессов и поведенческих характеристик перемещающихся людей, основные подходы к политике индивидуального и общинного обустройства мигрантов в различных регионах России.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Эти последствия имеют как позитивный, так и негативный характер.
еобходимо подчеркнуть, что общинная адаптация на новом месте жительства носит ярко выраженную этническую направленность.
Необходимо материальное и социальное обеспечение миграционного процесса со стороны государства, оказание им помощи в получении работы, а также льгот, определенных в законодательном порядке.
Учитывая социальную и этническую дифференциацию миграционных потоков из стран, различающихся своими экономическими укладами, образом жизни, традициями и нравственными устоями, необходимо принять меры по использованию возможностей перемещающихся людей в решении обустройства самих переселенцев и активном привлечении их к решению народнохозяйственных и других задач.
В настоящее время социальная адаптация вынужденных мигрантов представляется неотъемлемой частью современных не только социальных, но и политических процессов, способствует цивилизованному сближению и выступает как условие формирования стабильного единого пространства безопасности. Острые социально-политические проблемы межнациональных отношений тесно связаны как с миграционными, так и адаптационными процессами.
Предупреждение нежелательных последствий миграции возможно при соблюдении взаимовыгодных условий, которые должны базироваться на интересах принимающей стороны, государства, откуда мигрирует население, и быть защищены законодательным порядком. Назрела также необходимость двусторонних соглашений России и стран СНГ по проблемам, связанным со стабилизацией положения иноэтнического населения, проживающего в этих странах.
Недостаточная разработанность теоретических аспектов проблемы в немалой степени сказывается на миграционной практике современной России. Официальными госструктурами еще слабо осознается необходимость комплексного изучения миграционных процессов в России и, соответственно - разработки мер по их регулированию. Устойчивая кризисная ситуация в экономике не позволяет выделить более или менее значительные ресурсы на решение проблем обустройства и социальной адаптации переселенцев. Отчасти это объясняется живучестью патерналистского подхода в государственной политике, недооценке интеллектуального, делового, профессионального потенциала вынужденных переселенцев, их инвестиционных возможностей в самостоятельном решении сложных вопросов трудоустройства, жилья, социальной адаптации. Более того, до сих пор лишь малая часть переселенцев объединена в общественные организации и ассоциации, а уже созданные организации слабы организационно и финансово, они порой просто игнорируются властными структурами в центре и на местах.
Назрела необходимость смены самой парадигмы миграционной политики, действующей сегодня в Российской Федерации. Следует опираться на научные методы изучения и управления миграционными процессами.
Становится все более очевидной необходимость соединения усилий ученых различных научных отраслей и образования Ассоциации ученых и специалистов, профессионально занимающихся разработкой решения проблемы миграции, введения в практику проведения ее научных сессий, конференций и семинаров с освещением итогов в средствах массовой информации, регулярной публикации научных трудов, аналитических докладов.
Представляется целесообразным создать также Всероссийский научно-исследовательский центр социальных проблем миграции и репатриации с отделениями и филиалами в регионах России и республиках бывшего СССР, в первую очередь - в Центральной Азии.
Необходимо сконцентрировать усилия ученых и специалистов на разработке развернутой системы показателей и индикаторов социологического мониторинга обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев для России и изучении жизнедеятельности и миграционных настроений российских соотечественников в новых независимых государствах. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости осуществлять на основе предложенной системы ежегодные обследования указанных категорий экспертов и представлять результаты органам государственной власти, коммерческим структурам, общественным и неправительственным организациям, заинтересованным в такого рода информации.
Целый ряд выводов касается конкретных управленческих мер и подходов. В частности, выполнить роль интегратора и координатора усилий всех государственных органов и общественных объединений на общероссийском уровне на обозримую перспективу сможет, видимо, только государственная структура с высоким статусом и особыми полномочиями.
При этом право экспертизы должно предусматривать вмешательство этой структуры на любой стадии разработки и реализации проекта, а его отрицательное заключение означать приостановку данного проекта до устранения причин, вызвавших такое решение.
Дальнейшему решению проблемы обустройства и социальной адаптации могли бы способствовать и такие меры, как:
- создание информационной базы данных о потребности регионов России в работниках различного профиля и квалификации, наличии жилищных и производственных условий в местах предполагаемого их расселения;
- осуществление общественного контроля за расходованием финансовых средств из госбюджета и материальных ресурсов, выделяемых для оказания помощи вынужденным мигрантам в обустройстве и занятости;
- объединение усилий заинтересованных министерств и ведомств под эгидой МВД РФ в реализации отраслевых и территориальных социально-экономических программ, направленных на жилищное строительство, создание новых рабочих мест, развитие социальной и производственной инфраструктуры;
- проведение экспертизы в Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации документов нормативно-правового характера, принятых в последние годы министерствами и ведомствами России и относящихся к деятельности переселенческих организаций и предприятий, приведение их в соответствие с российским законодательством и заключенными международными конвенциями, договорами и соглашениями в этой области;
- углубление контактов с международными организациями и общественными структурами в государствах СНГ по вопросам обеспечения прав человека, национальных меньшинств;
- укрепление связей с российскими общинами в ближнем и дальнем зарубежье, оказание помощи в сохранении ими этнокультурных традиций и обычаев, в защите гражданских прав соотечественников;
- активизация роли средств массовой информации в формировании российского общественного мнения по благожелательному отношению к вынужденным переселенцам и беженцам.
Полагаем, что осуществление данного комплекса мер будет способствовать эффективной социализации мигрантов в российское общество, обеспечивая тем самым социальную и политическую стабильность.
 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо войти