Онлайн трансляция с полигона Новоселки
Единый портал обращений граждан

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Администрация Санкт-Петербурга

Тема патриотизма – актуальнейшая для нашей эпохи, русских людей.

05.05.2017

 

Тема патриотизма – актуальнейшая для нашей эпохи, русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А.И.Солженицын, «Горе той стране, где слова «патриот» и «демократ» считаются бранью». В аналитическом докладе «О состоянии и перспективах государственной национальной политики» сказано: «Формирование сознания «Я – россиянин» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников».
Что же такое гражданско — патриотическое воспитание? Это формирование у молодого поколения и у самих себя качеств гражданина — патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, кто защищает наше Отечество. И основными задачами школы являются: создание условий для воспитания личности, способной себя максимально реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе, и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание учащихся. Поэтому в нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание — это не только военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, трудовое, развитие творческих детских инициатив и т.д.
Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству — эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием.
Разнообразные формы патриотического воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.
Решению этих задач призвана способствовать деятельность школы в следующих направлениях:
  • воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
  • воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
  • формирование чувства гордости за свой родной край, преданность малой родине;
  • воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно–нравственной и социальной ценности.
Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названо:
— воспитание патриотов России гражданско — правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю: 
— создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ.
1.Урочная деятельность.
Развивать патриотическое сознание детей, с нашей точки зрения, необходимо ещё в дошкольном возрасте. Соблюдая эту преемственность, начиная со среднего звена, используем различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности обучающихся.
Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для обучающихся ненавязчивым, последовательным, реализуем систему уроков в 5-8 классах «Кто такой патриот?», «Портрет патриота». Уроки данной направленности логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ.
Например, в 5 классе в теме «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» обучающиеся выполняют творческие работы на тему: «Герои пожарные», используем конкретные примеры из реальной жизни, дети сами делают вывод о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого пожарный.
В курсе 6 класса при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя межпредметные связи, в частности, читая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед обучающимися ставятся следующие вопросы :
— С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии?
— Как вы думаете, что помогло ему выжить?
Таким образом, на примере художественного произведения у обучающихся создаётся образ настоящего героя и одновременно решаются учебные задачи урока.
Доказать детям, что патриотизм — это чувство любви к своему народу, можно удачно в курсе 7 класса, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». В обобщающем уроке этого раздела есть подтема «Люди, призванные спасать». Обучающиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:
— Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
-С каким риском сопряжена эта работа? 
— Охарактеризуйте портрет человека — спасателя.
Данный урок удачно сопровождается просмотром видеосюжетов о работе спасателей, что позволяет создать зрительный образ, который останется в памяти надолго.
Выработать у обучающихся потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу – вот конечный и наилучший результат урока.
Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, тема «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», позволяет познакомиться с недавней историей нашей страны. Отдельный урок-конференцию мы посвящаем Чернобыльской трагедии. Изучая раздел «Безопасность на воде», мало кто из ребят приводит в пример события столетней давности, связанные с гибелью «Титаника», многие вспоминают чрезвычайную ситуацию на Волге. «Какими качествами должны обладать люди, приходящие на помощь тонущему судну? Чем иногда приходится жертвовать ради спасения других людей? Как бы поступили вы, если бы стали свидетелем катастрофы?» — такая постановка вопросов на злободневные темы вовлекает обучающихся в активный диалог, позволяет каждому осмыслить свои слова и поступки, формирует четкую гражданскую позицию.
Материал курса ОБЖ 9 класса дает большие возможности в формировании у обучающихся понятия «гражданин» и «патриот». При изучении вопросов национальной безопасности России важно акцентировать внимание ребят на то, что только совместными усилиями наше общество может решить такие глобальные проблемы, которые на данном этапе резко обозначены в нашей стране – алкоголизм, наркомания, демографический кризис. Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только человек, который ставит интересы общества и нации выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина?! В разделе «Здоровый образ жизни» рассматриваем понятие «патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого здравомыслящего человека. Духовное начало связываем с понятием «духовное здоровье», а беседа о нравственном начале каждого человека удачно вписывается в тему «Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России». В 10-11 классах в разделе «Основы военной службы» проводим мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу нам помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на наш взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности обучающихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки- конференции, пресс-конференции, уроки- экскурсии, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ИКТ (демонстрация учебных дисков, презентаций, видеофильмов) по таким темам как «Воинская обязанность», «Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету», «Обязательная и добровольная подготовка к военной службе», «Призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву», «Воинские уставы» и другие содействует учебно — познавательной деятельности обучающихся, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.
2. Внеурочная деятельность. Гражданско-патриотическая направленность.
Добиться реализации поставленных задач гражданско- патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности. Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определённая система гражданско- патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.
Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник гражданско- патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые тематические мероприятия и разнообразную форму их проведения:
  • Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими.
  • Тематические классные часы, посвященные символике родного края
  • Аукционы знаний «Мы – армия страны, мы – армия народа»
  • Игровые программы «С поля боя – на «Поле Чудес» (с разнообразной тематикой): «Одежда и знаки различия военнослужащих»; «История Отечественной войны 1812 года»; «Города в истории Великой Отечественной войны»
  • Зарничка «Разведка боем», 1-4 классы
  • Вечер, посвященный военной теме в творчестве Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя»
  • Смотр строя и песни
  • Возложение цветов к памятникам воинской славы. «Уроки мужества».
Школа поддерживает тесную связь с представителями старшего поколения. Праздники с приглашением учителей-ветеранов, выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государства, — всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб.
Ежегодно, в мае, юноши 10 класса проходят 5-тидневные учебно-полевые сборы, где не только знакомятся с основами военной службы, но и могут увидеть своих знакомых ребят, преподавателей в другой обстановке, на службе, выполняющих серьёзную мужскую работу. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат.
3. Оборонно-спортивная направленность.
Одним из важнейших аспектов патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка обучающихся. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Как преподаватель-организатор ОБЖ принимаю активное участие в этом процессе. Так, ежегодно в нашей школе в рамках месячника проводится первенство школы по волейболу, по стрельбе из пневматической винтовки, перетягиванию каната, полиатлону, шорт-треку. Весной, в апреле-мае, легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы, День Здоровья, включающий военизированную эстафету. Отработка с обучающимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости — качеств, необходимых будущему защитнику Родины.
В системе работы по патриотическому воспитанию сохраняем, развиваем и приумножаем те традиции, которые сложились за годы истории в стенах школы. Результативностью своей работы в этом направлении считаем достижения учеников.
Выпускники — лицо нашей школы, её успехи, гордость и слава. И неслучайно, многие из них связывают свою жизнь с армией, поступая в военные училища или на контрактную службу, ВУЗы МЧС и ФСБ.
 

Комментарии

Чтобы оставить комментарий необходимо войти